Турецкие национальные праздники
Национальные праздники символизируют народное единство и отмечаются всем населением Турции в установленные дни, связанные с историческими событиями, повлиявших на жизнь всей страны в целом. Значение таких праздников имеет отличное значение от религиозных, и состоит в том, чтобы хранить и напоминать важность национального единства, мира и согласия. Как известно, без национального единства никакое государство долго не просуществует.
Национальные праздники турки празднуют с должным почитанием и искренней радостью. В такие дни чествуются заслуги предков, их геройские поступки и вклад в благосостояние народа и государства в целом, а также идёт призыв к молодому поколению о том, как важно хранить, помнить и продолжать традиции сохранения мира в настоящем и будущем.
В дни праздников развешиваются флаги на улице, на окнах и балконах квартир, украшаются школьные классы, устраиваются праздничные церемонии и мероприятия.
Провозглашенные Турецкой Республикой Национальные Праздники следующие:
«23 апреля День национального суверенитета и защиты детей» (23 Nisan Ulusal Egemenlik ve Çocuk Bayramı)
«19 мая День памяти Ататюрка, молодёжи и спорта» (19 Mayıs Atatürk’ü Anma ve Gençlik ve Spor Bayramı)
«30 августа День победы» - 30 Ağustos Zafer Bayramı
«29 октября День республики» - 29 Ekim Cumhuriyet Bayramı


«23 апреля День национального суверенитета и защиты детей» (23 Nisan Ulusal Egemenlik ve Çocuk Bayramı)
Одним из официальных праздников, объявленных выходным днём и отмечаемым в Республике Турция и Турецкой Республике Северный Кипр является «23 Апреля День национального суверенитета и защиты детей» (23 Nisan Ulusal Egemenlik ve Çocuk Bayramı). Этот день был подарен детям основателем Турецкой Республики и превым президентом страны Мустафой Кемалем Ататюрком.
История возникновения праздника отсылает нас к самым истокам возникновения Турецкой Республики, когда 23 апреля 1920 года было создано Великое национальное собрание Турции (Türkiye Büyük Millet Meclisi). В честь этого события был издан закон о празднике, получившим название «Национальный праздник 23 апреля» (23 Nisan Milli Bayramı). После упразднения султаната 1 ноября 1922 года и провозглашения Турецкой Республики, день 1-го ноября стал отмечаться как «Праздник национального суверенитета». Позднее, в 1927 году по решению Фонда по защите детей, существовавшего при поддержке Ататюрка, 23 апреля было провозглашено как отдельный «Праздник детей» (Çocuk bayramı). В 1935 году был принят «Закон о праздниках», согласно которому «Национальный праздник 23 апреля» и «Праздник национального суверенитета» были объединены в один – «23 апреля – Праздник национального суверенитета». Долгое время в одну и ту же дату, независимо друг от друга отмечались «Праздник национального суверенитета» и «Праздник детей». Спустя много лет, во времена Государственного переворота в Турции 1980 года, при правлении Национального совета по безопасности, праздник официально получил своё нынешнее название «23 апреля День национального суверенитета и защиты детей».
Празднование дня 23 апреля по истине торжественно. Дошкольные и школьные учреждения готовятся к нему основательно: украшаются классы и фасады зданий флагами, изображениями Ататюрка и воздушными шарами. На школьных стадионах проводятся торжественные церемонии, на которых читаются стихи, цитаты Ататюрка, поются песни и марши, устраивается развлекательная программа с танцами, хороводами, театральными постановками, в которых принимают участие школьники разных возрастов. Также 23 апреля принято проводить спортивные состязания, концерты и другие благотворительные мероприятия для детей. Одной из традиций празднования в Турции Дня национального суверенитета и защиты детей является участие школьников в заседании Детского парламента (Çocuk Meclisi), на котором они рассуждают о серьёзных глобальных проблемах и проблемах жизни государства, участвуют в официальных пресс-конференциях.

«19 мая День памяти Ататюрка, молодёжи и спорта» (19 Mayıs Atatürk’ü Anma ve Gençlik ve Spor Bayramı)
19 мая 1919 года Мустафа Кемаль Ататюрк вышел в море на корабле Бандырма (Bandırma Vapuru), чтобы отправиться в город Самсун. Высадка Ататюрка в Самсуне стала началом Войны за независимость Турции (Kurtuluş Savaşı). Как-то в своей речи Ататюрк назвал этот день днём своего рождения. С тех пор 19 мая символически считается «днём рождения» Ататюрка.
Впервые Праздник молодёжи и спорта был отмечен 24 мая 1935 года и назывался «Днём Ататюрка» (Atatürk Günü). На стадионе Фенербахче в Стамбуле сотни спортсменов со стороны клубов Галатасарай и Фенербахче приняли участие в спортивных мероприятиях, превратив этот день в день спорта. Через некоторое время после этого события на Конгрессе по вопросам спорта член основателей клуба Бешикташ Ахмет Фетгери Ашени предложил посвятить ежегодный праздник «19 мая День молодёжи и спорта» всей молодёжи, отмечающей День Ататюрка. Данное предложение было одобрено конгрессом и самим Ататюрком. Таким образом, 20 июня 1938 года празднику было присвоено официальное название «День молодёжи и спорта» (Gençlik ve Spor Bayramı). После переворота 13 сентября 1980 года праздник получил имя «19 мая День памяти Ататюрка, молодёжи и спорта» (19 Mayıs Atatürk’ü Anma ve Gençlik ve Spor Bayramı).

Ежегодно 19 мая проводятся спортивные выступления и торжественные церемонии. В этот день губернатору города Самсун вручают «Флаг любви» (Sevgi Bayrağı) с надписью «Презеденту от молодёжи с любовью к Ататюрку». В этот день в Самсуне проводится грандиозное авиашоу, где турецкие пилоты показывают фигуры высшего пилотажа. Далее флаг, предназначенный для передачи Презеденту передаётся молодым спортсменам. Оставив за плечами Самсунг, флаг путешествует через значимые города Амасья, Токат, Сивас, Эрзинджан, Эрзурум, Кайсери, Невшехир, Кыршехир и Кырыккале. Из Кырыккале последним пунктом назначения следует столица Турции – Анкара, где на торжественной церемонии у мавзолея Ататюрка флаг вручается Президенту. В Стамбуле торжественно возлагают цветы и венки к памятнику республики на площади Таксим. В других городах проводятся праздничные шествия, возложение венков к памятникам Ататюрка и митинги.
Неотъемлемой частью торжественной церемонии является исполнения Марша Молодёжи (Dağ başını duman almış), слова к которому были написаны Али Ульви Бейем в 1917 году и положены на мотив народной шведской песни. Этот марш впервые был исполнен на Фестивале Гимнастики (Idman Bayramı), проводимом в районе Стамбула Кадыкёй на спортивном поле училища для мальчиков под личным патронажем в то время инспектора Министерства образования Османской империи Селима Сырры Бея.

 

 

«30 августа День победы» (30 Ağustos Zafer Bayramı)
Ежегодно 30 августа Республика Турция и Турецкая Республика Северный Кипр отмечают большой государственный праздник – День победы (Zafer Bayramı). Этой датой ознаменована победа в битве при Думлупынаре (30 августа 1922 года) и символически считается датой возвращения завоёванных греками турецких земель.
День 30 августа впервые был отмечен в 1924 году вблизи деревни Чал, района Думлупынар, и имел название «Победа Главнокомандующего» (Başkumandan Zaferi), а начиная с 1926 года стал праздноваться, как День победы (Zafer Bayramı), в праздновании которого участвовали наземные, морские и воздушные военные силы Турции. В этом же году министром обороны Реджепом Перекром было издано постановление, в котором были подробно указаны детали проведения торжественной церемонии. Торжественная церемония на таком высоком уровне была проведена только лишь в 1930 году. Наряду с тем, что в обороне государства огромная роль отводилась воздушным силам, а также с создание Асооциации гражданской авиации, 30 августа также отмечался как «Праздник Воздушного Флота». Начиная с 1960-х годов День победы стал праздноваться более грандиозно и масштабно. В военных школах и академиях в этот день проходила торжественная церемония выпуска офицеров, а на офицерской службе происходило присуждение военных званий и почётных наград. Долгое время День победы праздновался как день, в который министр обороны принимал особые поздравления. В 2011 году ситуация изменилась, и теперь такие поздравления принимает Верховный главнокомандующий вооруженными силами президент Турции. Согласно протокола проведения праздника, координация церомоний осуществляется со стороны министра обороны. Праздничные церемонии начинаются в 7.00 и заканчиваются в 24.00. В полдень в столице осуществляется 21 выстрел из орудий. Президент возлагает венок к мавзолею Ататюрка, принимает поздравления как главнокомандующий и поздравляет весь народ и присутствующих на церемонии с праздником.
В 2015 году, в связи с многозначительными террористическими актами в Турции, празднование праздника ограничилось возложением венков и устными поздравлениями. Прочие церемонии и развлекательные мероприятия тоже были отменены.

 

«29 октября День республики» (29 Ekim Cumhuriyet Bayramı)

В честь дня 29 октября 1923 года, когда Великим национальным собранием Турция была провозглашена республикой, был назван один из главных национальных праздников – День республики (Cumhuriyet Bayramı). В Республике Турция и Турецкой Республике Северный Кипр 28-ое (пол дня) и 29-ое (полный день) октября официально объявлены выходными. 29 октября на стадионах устраивались торжественные церемонии, парады и митинги. В своём напутственном выступлении перед народом 29 октября 1933 года, посвященном 10-ой годовщине празднования Дня республики, Мустафа Кемаль Ататюрк отметил грандиозное значение этого праздника.

Провозглашение Республики
19 мая 1919 года Генерал Мустафа Кемаль был направлен Османским правительством в город Самсун, для наведения там порядка. Во многих городах страны были проведены конгрессы, основной целью которой была пропаганда национального суверенитета. Девизом прибывших 23 апреля 1920 года на заседание Великого национального собрания Турции со всех концов страны народных представителей был слоган «Страна может быть спасена только силой самого народа». Председателем национального собрания был избран Генерал Мустафа Кемаль. Во главе с Мустафой Кемалем Великое национальное собрание приняло решение о развёртывании освободительного движения. Народная и действующая армия выступили плечом к плечу в борьбе с многочисленными врагами.
Сразу после победы в Войне за независимость, Великое национальное собрание 1 ноября 1922 года упразднило султанат. Падишах Вахдеттин был объявлен «предателем народа» и изгнан из страны.
24 июля 1923 года с подписанием Лозанского мирного договора был заложен фундамент будущего государства, но всё еще не была определена форма правления.
Национальное собрание провело первое заседание второй сессии 11 августа, а 13 октября город Анкара был объявлен столицей государства. В это время Ататюрк начал вести подготовку проекта правления республики, основывающегося на национальном суверенитете. Вечером 28 октября Ататюрк позвал своих близких друзей на ужин в свою резеденцию в Чанкайа (Çankaya), где сообщил им, что «Завтра мы провозгласим республику».
29 октября Ататюрк, после встречи с депутатами вынес на рассмотрение Верховного национального собрания разработку своего проекта по созданию «Республики». Национальное собрание приняло этот проект, утвердив таким образом в Турецком государстве республиканскую форму правления, а вновь созданное государство получило название «Государство Республика Турция». Первым президентом Турецкой Республики был избран Ататюрк. Народ с восторгом и энтузиазмом встретил провозглашение Республики.
29 октября 1923 года Верховным национальным собранием были внесены поправки в Конституцию (1921), в которой отныне значилась республиканская форма правления. В этот же вечер объявленное решение было ознаменовано 101 орудейным выстрелом. Через год этот день был торжественно отмечен, а 2 февраля 1925 года министерсвом иностранных дел было вынесено предложение об объявлении этого дня праздничным. Данное предложение было рассмотренно Конституционной комиссией, и 18 апреля было вынесено по нему решение, а 19 апреля на заседании национального собрания его приняли. Таким образом, начиная с 1925 года по всей стране и в иностранных представительствах этот день стал праздничным.


Религиозные праздники и народные развлечения

Помимо национальных праздников, широко празднуются религиозные праздники. Самые крупные из них, которые почитаемы всем исламским миром: Рамазан и Курбан.
Традиции празднования религиозных праздников, известные ещё со времён Османской империи, дошли до сегодняшних дней.
Народ Османской империи любил разнообразные спортивные игры и соревнования. Турки являлись мастерами конного спорта, охоты, мастерами по метанию стрел и игре джирит, а также борьбы (гюреш). Те, кто намеревался получить должность при дворце или стать янычаром, во время прохождения обучения учились не только писать, читать и разнообразным наукам, но также занимались физической подготовкой, обучались верховой езде, занимались тяжелой атлетикой, борьбой, обращением с мечом и стрельбе из лука, игре томак (= обучающая игра-сражение на деревянных мечах) и игре джирит. Говоря кратко, в Османской империи подобные игры являлись не только развлечением, но и хорошей формой развития и воспитания детей с малолетнего возраста.


Джирит: Командный вид конного спорта. Цель игры состояла в поражении легким метательным копьем всадника команды противника, зарабатывая при этом очки. Длина и форма используемых в игре копий могла меняться в зависимости от районов проживания. Во время игры две команды по 6, 8, 12, 20 и даже по 30 человек выступали друг против друга на поле размером в 50 шагов ( = 3,790 м). Игроки были одеты в национальные костюмы, имеющие отметки принадлежности к команде, и несли длинные палки. Игра начиналась с того, что самый молодой наездник быстрым галопом приближалкся к команде противника выкрикивая имя одного из игроков и бросал копье. Вызванный игрок входил в игру, а предыдущий игрок разворачивался и начинал убегать, на этот раз догоняющий пытался поразить убегавшего игрока. Из первой команды на место предыдущего выскакивал другой игрок и бросал копье в противника. В большинстве случаев, метательное копье бросалось давольно таки далеко, а порой некоторые даже ловили выброшенные в них самих копья. В игре, убегая и догоняя, при этом пытаясь поразить противника и избежать самим поражения, требовался развитый навык верховой езды и юные османы демонстрировали свои способности с помощью таких игр. Правила игры были очень строгими, и не допускались нарушения и излишняя жестокость. Поражение лошади вместо наездника считалось недопустимым, и было самым основным нарушением. Для того, чтобы заработать очки, требовалось попасть в противника, споймать летящее в себя копье или же обогнать противника. За совершение действий, опасных для лошади, выход за пределы игрового поля или же намеренное поражение лошади противника очки снимались. На протяжении всей игры джирит, пока всадники скакали верхом, звучали османские призывные военные рожки или исполнялись народные песни. В конце игры судья считал очки и в честь победившей команды устраивалось празднество. В джирит играли часто и с удовольствием не только в столице Османской империи – Стамбуле, но и в других районах страны. Очень популярны были джирит и борьба во время праздника Рамазан.

Стрельба из лука: Наряду с джиритом, стрельба из лука принята считаться одним из самых важных видов спорта на территории Османской империи. Во время празднования Рамазана народ собирался на площади в Бейоглу и наблюдал за соревнованиями по стрельбе из лука. Стрелки сперва садились по-турецки и молились. Затем, в полной тишине, начиналось соревнование. Спортсмены старались как можно большим количеством выпущенных стрел поразить цель с помощью короткого и тугого лука. Призом в данном соревновании было расшитое полотенце, которым победитель вытирал лицо. После этого начиналось соревнование на дальность, и самое дальнее место, куда упала стрела, помечалось камнем. В случае, если был установлен рекорд, на новом месте устанавливался мраморный памятник с высеченным на нем именем победителя. Помимо этого, стрелки, установившие рекорд, одаривались Султаном. На протяжении соревнования стрелки демонстрировали свою сноровку, поражая такие цели, как яблоко, бутылка или фонарь. Стрельба из лука была любимым видом спорта Махмуда II, который часто соревновался со своими офицерами. После того, как Султан выпускал стрелу, помощники бежали собирать стрелы и измеряли расстояние. После этого стреляли офицеры и прочие служащие, стараясь при этом, чтобы стрелы не перелетали за стрелы Султана. Стрельба из лука, джирит, верховая езда, охота, метание копья, метание снаряда, орудование мечом и булавой – все эти виды спорта были тесно связаны с военными играми, которые в свою очередь являлись составляющими обучения соладт и успеха в ведении военных действий.

Гюреш: Вид спорта, не связанный непосредственно с войной. Являлся самым любимым видом спорта среди всего населения империи во главе с турками, татарами, курдами, греками, болгарами, армянами и циганами. В каждой деревне и городке был свой пехливан (=борец гюреша). По пятницам и в праздничные дни жители соседних деревень устраивали соревнования между своими пехливанами. Шумная толпа часами следила за борьбой соперников, поддерживая как победителя так и побежденного аплодисментами. На крупные праздники в Стабмуле вместе с Султаном стекались тысячи человек, чтобы посмотреть на борьбу самых знаменитых столичных пехливанов. Борцы одевали кожаные штаны чуть ниже колена и выступали с обнаженным торсом, обычно смазанным маслом. После каждой борьбы одевали особое синее хлопковое полотенце. Вне соревнований одевали длинные шелковые передники, на голове носили шапки из черного бархата или меха, имеющих сходство с ермолками аристократов Грузии или Польши. Среди османских падишахов тоже были борцы. Например, Законный Сулейман-султан и Мурат IV были падишахами, которые любили гюреш и сами занимались борьбой.
Помимо этих игр, также в Османской империи играли в шахматы, нарды, даман и в карточные игры. Особенно эти игры были распространены среди мужского населения, проводящего свой досуг в кофейнях. В XIX в. в результате вестернизации империи в моду вошли такие игры, как футбол, теннис, велоспорт, плавание, гимнастика, бокс и крикет. Верховая езда и охота являлись традиционными спортивными играми стран Османской империи.
Известно, что в Эрзеруме в джирит играли с особым увлечением, и любовь к данной игре существует и по сей день. Также в настоящее время проводятся фестивали по борьбе гюреш. Нередко народ собирался вместе с целью развлечения во время религиозных праздников Рамазан и Курбан байрам.


Праздник Рамазан (Ramazan Bayramı)

Для всего исламского мира месяц Рамазан считается священным. На протяжении всего месяца соблюдается пост ( oruç – оруч), во время которого от восхода до заката дня соблюдающие его мусульмане не едят, не пьют и не сквренословят. В прежние времена ведущие военные действия стороны объявляли на это время перемирие. В каждый день поста после заката солнца читается молитва, после которой все приглашаются присоединиться к вечерней трапезе. В такие дни готовятся изысканные блюда, а на столе всегда присутствуют финики. Подготовка к празднику Рамазан, который длится три дня, начинается с 15-го дня и продолжается вплоть до кануна праздника. В праздничный день встают рано, одеваются в чистую и новую одежду и с праздничным настроем и в хорошем расположении духа с улыбкой на лице начинают день. Мужчины идут на праздничную молитву в мечеть. После молитвы начинается поздравление. Сперва все поздравляют друг друга в мечети, затем поздравляют своих домочадцев.

Маленькие дети целуют взрослых в руки, взрослые же целуют детей в лоб или щеки. В первый день праздника навещают близких родственников, друзей и соседей. Праздник Рамазан длится три дня.

Курбан байрам (Kurban Bayram) – Праздник жертвоприношения


Главным отличием данного праздника от праздника Рамазан состояло в том, что осуществлялось жертвоприношение. В момент, когда Авраам приносил в жерту своего сына Исаака, Аллах спустил с небес барана, чтобы тот принес его в жертву вместо сына, и этот момент был отражен в исламской вере. В первый день праздника в Мекке на месте, называемом Мина, поломники осуществляют жертвоприношение. Согласно исламу, каждый, у кого есть материальная возможность, должен принести жертву. Во время этого праздника наблюдаются те же обряды и традиции, как и в Рамазан. В утро первого дня мужчины совершают праздничную молитву. Затем начинают ритуал поздравляения друг друга, навещают друзей, родственников и соседей. Праздик Курбан длится четыре дня.
Сезонные праздники
Эти праздники связаны с течением жизни, состоящей из годовых циклов, в основе которых заложены сельскохозяйтсвенные работы и климатические условия. Сезонные празднества делятся на две группы: Особые праздники и Общие праздники. Среди Особых праздников: Праздники скотоводов и скота, Праздники земледельцев (окончание сева, уборка урожая, Праздник неба). К Общим праздникам относятся Весенние праздники (I. Хыдыреллез, II. Праздник яиц), Летнее солнцестояние и Середина зимы (Новый год).

Праздник Хыдыреллез

Так назвается праздник, название которого произошло от имен пророков Хидра и Ильяса, который до мусульманства был широко распространен у многих народов Средней Азии, на Ближнем и Среднем Востоке и отмечавшийся в летнее время. В настоящее время его празднуют 6 мая по григорианскому календарю ( по старому юлианскому – 23 апреля) тюркские народы в Анатолии, на Балканах, в Крыму, Ираке и Сирии. Являясь при этом одним из самых значимых праздников народной культуры, он символизирует день, в который оканчивается зима и начинается лето, знаменуя смену природы. Празднество Хыдыреллез отражено в турецком фольклоре и сопровождается особыми обрядами. В особенности народы восточной Анатолии, где зима длилась очень долго, с радостью отмечали день наступления хыдыреллеза. В день наступления предшественника весны – хыдыреллеза осуществляли всевозможные обряды. Вот некоторые из них:
Постучаться в двери девяти соседей: Молодые девушки, так, чтобы их не узнали, стучались в двери тем соседям, двери которых были распаложены в сторону Мекки, затем садились на палки, символизировавшие лошадей, и ждали на дороге прихода Хидра.
На восходе солнца умыться в ручье : С первыми лучами солна в ночь с 5-го на 6-ое мая нужно было умыться в ручье. Счиатлось, что тело, вошедшее в ручей в это время наполнялось особым светом и сново обретало жизнь.
На рассвете собрать капли росы: Существовало поверье, что капли росы, собранные на рассвете в день хыдыреллеза приносят богатство и изобилие. Собранную росу добавляли в тесто и йогурт, орошали животных.
Соленая сдоба: Молодой парень, которых хочет жениться, съедал приготовленную по специальному рецепту сдобу и готовился ко сну с желанием увидеть во сне молодую девушку, которая станет подругой жизни. За день до этого нужно было соблюдать пост. Вечером нельзя было много есть и пить. После того, как съедалась сдоба, надо было произнести заклинание: «Подушку взбил от начала до конца. Из подушки выскочили три учителя. Один слог, один гном, один учитель. Чему суждено сбыться, пусть придет во сне».
Давать сдобу вороне: Молодая девушка на выданье в день хыдыреллеза готовит сдобу. Половину съедает сама, а оставшуюся часть кладет на стену или на крышу, недалеко отходит и в молчании ожидает, пока прилетит ворона. На какой дом ворона отнесет сдобу, тот будет считаться ее предполагаемым домом в будущем или дом, куда она войдет невестой. Если же ворона уносит сдобу в место, не видное глазу, считается, что судьба девушки находится далеко.
Наряду с этими, существуют и другие обычаи, такие как открыть замок, открыть горшок, пить воду из семи колодцев, построить дом, заниматься уборкой и рано вставать.
(Продолжение следует...)