Для того, чтобы построить даже самое простое предложение, нужно знать порядок слов в языке. Эта, казалось бы, простая, но очень важная тема является отправной точкой в изучении турецкой грамматики.

 

pipet-birimden-bütüne-calismasi-teknoloji-tasarim-bütüne-farklilik-10.jpg

Достаточно нескольких простых правил. Каких? Разберемся по порядку!

Как правило, в любом предложении имеются подлежащее и сказуемое — главные члены предложения.

 

Подлежащее - обычно слово, которое играет наиболее важную роль в предложении, обозначающее основной предмет или лицо,  и отвечающее на вопрос Kim? Ne? (Кто? Что?) Заметьте, что под подлежащим мы здесь подразумеваем не только главное существительное или местоимение, но и прилагательные или описательные фразы, которые к нему относятся.

 

Сказуемое - слово, обозначающее действия этого предмета или лица, или действие над предметом или лицом. Чаще бывает глаголом. Но может быть и любой другой частью речи (существительным, прилагательным, наречием, местоимением, инфинитивом, числительным, а также словами var, yok  и тп.). И целой группой слов.

imagesпод.jpeg

 

Простое предложение.

В турецком языке первым в утвердительном  простом предложении как правило должно быть подлежащее, а сказуемое должно стоять в конце.

 

Ben iyiyim. Я в порядке.

Sen evdesin.  Ты дома.

Sınav kolay. Экзамен легкий.

Biz gidiyoruz. Мы уходим.

Çocuklar oynadılar.  Дети поиграли.

Tablolar önümüzde.  Картины перед нами.

Planım dinlenmek.  Мой план - отдохнуть.

Bu benim. Это моё.

Sandalyeler var. Стулья есть.

 

Распространенное другими словами предложение.

 

imagesии.png

Итак, подлежащее и сказуемое могут сопровождать уточняющие слова (второстепенные члены предложения), которые образуют группу подлежащего (определения + подлежащее) и группу сказуемого (дополнения + сказуемое).

Определение - слово, или группа слов, зависящих от подлежащего, дополняют или уточняют его значение.

Evdeki ekmek kalmadı. Хлеб, который дома, не остался.

Uzun boylu, güzelce bir kız odaya girdi. Высокорослая, довольно красивая девушка в комнату зашла.

 

Дополнения  бывают прямыми (дополнение в винительном падеже) и косвенными (дополнение в дательном падеже ).

 

Если есть прямое дополнение, то оно  ставится перед сказуемым и является членом группы сказуемого. Оно может быть определенным или неопределенным (винительным падежом).

 

Adam bu kitabı okumuyor. Мужчина эту книгу не читает.

Annem kek yapmıyor. Моя мама кекс не делает.

Çocuk kapıyı  açıyor. Ребенок дверь открывает.

 

Косвенное дополнение может идти следом за подлежащим.

 

Kadın mutfağa gidiyor. Женщина на кухню идет.

İş adamı Ankara’ya gitti. Бизнесмен в Анкару уехал.

Otobüs durağına yürürler.  На автобусную остановку пешком идут.

Ağaçlara koşuyoruz. К деревьям бежим.

 

В одном предложении могут встречаться и те, и другие.

 

Adam kitabı çocuğa veriyor. Мужчина книгу ребенку дает.

Sen meyveleri masaya koy. Ты фрукты на стол положи.

Ben kitapları arkadaşıma götürüyorum. Я книги моему приятелю несу.

 

Если в распространенном предложении есть обстоятельства времени Ne zaman? (Когда?) и места  Nerede? (Где?), то они  могут использоваться в начале предложения, сразу за подлежащим (1)

 

Annem yarın buraya geliyor. Моя мама завтра сюда приедет.

Kadın her gün parka gider. Женщина каждый день в парк ходит.

Mühendis bugün şirkette çalışıyor. Инженер сегодня в компании не работает.

 

Обстоятельства места и времени могут использоваться и в начале предложения, перед подлежащим (2)

 

Yarın annem geliyor. Завтра моя мама приезжает.

Her gün kadın parka gider. Каждый день женщина в парк ходит.

Bugün sinemaya gidiyoruz. Сегодня в кино идем.

 

Рассмотрим классический (т.е. прямой) порядок слов в турецком предложении:

(1) (обстоятельство времени) + (обстоятельство места)

(2) (группа подлежащего) + (подлежащее)

(3) (группа сказуемого) + сказуемое

 

(1) Çok eski zamanların birinde (2) hayvanların mutluluk içinde yaşadığı güzel bir orman (3) varmış.

Сказывают, что когда-то в глубокой-глубокой древности был такой лес, в котором животные жили и не тужили.

index.jpeg

 

А теперь идеальный порядок расположения членов распространенного предложения:

(1) (группа подлежащего) + (подлежащее)

(2) (обстоятельство времени) + (обстоятельство места)

(3) (группа сказуемого) + сказуемое

(1)Orta yaşlı bir kadın (2)her gün onun evinde (3) onlarca çiçeklere  ılık su  dikkatlice verir. Женщина среднего возраста каждый день аккуратно поливает  десятки цветов в его доме теплой водой.

images.jpeg

 

Но, все члены распространенного турецкого предложения могут легко опускаться (скобки говорят о том, что они опциональны), тогда как сказуемое - почти никогда. А значит, если до минимума упростить распространенные предложение, то можно получить односоставное, не имеющее других второстепенных членов предложение.

Sevindik. Мы обрадовались.

Gelecektim. Я собирался прийти.

Çalışacakmış. Говорят он будет работать.

Многие пожелания могут быть в современном языке сокращены именно на сказуемое.

 

Size mutluluklar diliyorum. Вам счастья желаю!

Но!Mutluluklar! Счастья! İyi şanslar! Удачи! Hayırlı işler! Благих дел!

 

Теперь, освоив правила построения простых предложений, вы можете переходить к более сложным предложениям с придаточными конструкциями.

Сложные предложения.

Подчиненный элемент на первом месте, подчиняющий на втором, т.е. придаточное предложение предшествует главному.

Annesi görünce, çok sevindi. Увидев мать, очень обрадовался.

Нестандартный порядок слов встречается в некоторых случаях. Наиболее важные из них:

images1.jpeg

1. В зависимости от интонации, когда нужно выделить какой-то определенный элемент ударением, члены предложения могут менять свои места. В этом случае главный ударный элемент ставится в конце предложения, ближе к сказуемому.

Bir öğrenci  derste kız arkadaşına aşk mektubunu şimdi yazıyor.

Студент на уроке своей подруге любовное письмо сейчас пишет.

Şimdi derste kız arkadaşına aşk mektubunu bir öğrenci  yazıyor.

Сейчас  на уроке своей подруге любовное письмо студент пишет.

Annem buraya yarın geliyor.

Моя мама сюда завтра приезжает.

Yarın buraya annem geliyor.

Завтра сюда моя мама приезжает.

 

2. Если в тексте появляется новый член, который еще не употреблялся до этого, то он стоит ближе к сказуемому:

O zamanlarda  bir adamın bir kızı varmış.

В то время у того человека была дочь.

Bu kız çok güzel giysiler dikti.

Эта девушка очень красивую одежду шила.

 

3. Обращение к кому-либо:

    3. 1. Обращение, требующее внимание, стоит в начале предложения:

   Yoldaşlar, size güveniyoruz!Товарищи, мы вам доверяем!

    3.2. Если это обращение простое выражение вежливости, то в конце:

    Bugün ben büyük bir iş yaptım, efendim.

    Сегодня я сделал очень большую работу, уважаемый.

 

Слова, грамматически не связанные с предложением и не влияют на порядок слов, но занимают всегда первое (вводное)  место в главное или придаточном предложении.

- вводные слова: Eyvah– увы, fakat – однако и тп.

- слова Evet, Hayır

 

4. Стилистическое изменение порядка слов.

Писатели и ораторы часто используют нестандартный порядок слов для достижения особого эффекта.

 

4.1. Изменение положения сказуемого:

    4.1.1. Для того чтобы придать действию эмоциональный окрас, сказуемое можно перенести в начало предложения:

    Gel buraya! – Иди сюда! Aldım ben! - Купил я!

    4.1.2. Сказуемое с сильным акцентом, падающим на аффикс вопроса выдвигается вперед:

    Şimdi anladınız mı benim kim olduğumu? Сейчас поняли ли вы кто я такой?

    4.1.3 Иногда , при наличии в предложении конструкций типа  ne.. ne сказуемое может выдвигаться после первого из них.

    Çocuğun ne anası var ne babası.

    У ребенка, нет ни матери, ни отца.

Вы должны знать, что такие предложения существуют, но не пытайтесь использовать их без крайней необходимости, пока не освоите принципы обычного порядка слов!

 

images.png

Итак, важно запомнить 5 простых правил порядка слов в турецком предложении:

 

  • сказуемое завершает предложение;

  • определение всегда предшествует определяемому слову;

  • как правило, косвенное дополнение (в дательном падеже) располагается перед прямым дополнением (в винительном падеже);

  • обстоятельства времени и места могут меняться местами;

  • порядок слов может нарушаться, это особенно характерно для эмоционально окрашенной речи, стилистики, художественной литературы и музыкальных произведений и тп.